Учительская
Раздевалка
Переменка
За углом
География
 
 Социальная адаптация подростков в телевизионном объединении.

Телевидение сегодня – наиболее популярное из СМИ. Существует мнение, что телевидение создает лишь иллюзию твоей причастности к делам и заботам человечества, оно стандартизирует наши вкусы, наши потребности, воспитывает леность и пассивность, отучает от  инициативы, от задач, требующих приложения сил. На самом деле телевидение отличает от других СМИ самыми мощными суггестивными возможностями, являясь средством организации досуга населения, создается «эффект присутствия». 
В подростковом телевизионном объединении, которое существует на базе ЦДТ Промышленного района г.Оренбурга, педагоги, используя достоинства телевидения, работают над проблемой социальной адаптации подростков через обучение в «ШТМ». 
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально-значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализации заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека, как непрерывный процесс развития  и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека. Важнейшую роль во всей структуре социальной адаптации как упорядоченной системы, призванной снять регрессивные противоречия в развитии личности, играют социальные институты, в частности институт образования, в котором одной из важнейших частей являются учреждения дополнительного образования. 
***********В системе ДО, адаптация происходит намного быстрее, потому что учащиеся нашего телевизионного объединения не являются простыми потребителями телепродукции. Они непосредственные создатели его. 
Знание основ производства (имеются в виду операторское искусство, режиссура, навыки видеомонтажа, умение работать перед камерой и прочее) сегодня необходимы инженерам, медикам, юристам, экономистам, педагогам, политическим и государственным деятелям, предпринимателям и промышленникам: 
- Амбиции претендента на политическую карьеру, увы, таковыми и останутся, если он не подготовлен к работе перед камерой, если он не умеет грамотно, информативно и убедительно говорить. 
- Бизнес-проект не будет рассматриваться инвестором, если в пакете документов отсутствуют видеоматериалы. 
- Ни один продукт (изделие) не будет рассматриваться на рынке без рекламы. 
- Тренировки спортсменов без использования видеоматериалов уже давно кажутся анахронизмом. 
- Педагог должен не только использовать видеоматериалы на занятиях, но и уметь их создавать. Перечень можно продолжать… 
Уметь делать видео (работать с камерой, владеть программами компьютерного видеомонтажа) так же нужно, как и уметь водить машину. Это не хобби и не домашнее развлечение. Это необходимый и очень полезный навык, который позволит сэкономить деньги, время и очень поможет в профессиональной карьере. 
В системе дополнительного образования телестудии существуют практически во всех учреждениях, но порой качественный подход и рациональное использование техники заменяется количественным (вместо необходимых программ – создание видеоархива различных мероприятий). О профессионализме детского телевидения говорить вообще не приходится. Опыт участия в Международных, республиканских, областных конкурсах и фестивалях показывает, что только 12 – 15 % продукции детских телестудий можно назвать профессиональной или авторской работой. Чаще всего, это практическая работа учащихся, бездумное повторение на экране заученного текста, написанного взрослым человеком или неудачная попытка скопировать проект взрослого телевидения. 
Десятилетний опыт работы над телепроектом для подростков «Пятый угол»  и анализ рынка детской телепродукции привел к мысли о том, что обучение основам создания телепродукта нужно начинать не ВУЗах, а со среднего школьного возраста. Для того чтобы заполнить вакуум в сфере допрофессиональной подготовки данного направления нами была разработана экспериментальная программа трехлетнего обучения в «Школе телевизионного мастерства». 
Нами выдвинута гипотеза, что социальная адаптация подростков будет эффективной, если используются возможности телеобъединения в системе ДО, в котором обеспечиваются следующие условия: 
- самоопределение в профессиональной сфере; 
- позитивная коммуникация; 
- общественно-значимая социальная активность; 
- эмоциональная комфортность; 
- креативная среда. 
Результаты деятельности объединения показывают, что подростки намного эффективнее входят в социум, умеют устанавливать позитивный контакт с незнакомыми людьми, способны вносить элементы эмоционального благополучия. Подростки в «ШТМ» знакомятся со следующими предметами: Тележурналистика (основы журналистики); Телережиссура (основы сценарной композиции); Техника речи (риторика); Видеотехническое обеспечение; Основы психологии (психология общения); Основы актерского мастерства. Ребята входят в область таких  специальностей как «Телерадиоведущий», «Тележурналист», «Диктор», «Видеооператор», «Режиссер монтажа», «Редактор телепрограмм», «Режиссер телепрограмм». 
Помимо успеха в социальной адаптации, конечным результатом совместной деятельности педагогов и воспитанников является создание профессионального телепродукта, о чем свидетельствуют награды Телестудии. За 10 лет в эфире ЗАО «ТВЦ «Планета» зритель увидел 310 выпусков телепрограммы «Пятый угол». Нами создано 13 оригинальных ТВ проектов, которые помимо основного телеканала выходили в эфир на 20 ДЦМ канале, ГТРК «Оренбург», а также местных телеканалах г.г.Бузулука и Бугуруслана. На различных фестивалях и конкурсах получено более 50 дипломов со степенью лауреата и дипломанта. Кроме этого, радиоверсия телепрограммы «Пятый угол» шла в эфире в рамках молодежного канала «Крутая волна» ГТРК «Оренбург». 
Телевизионное творчество, само создание любой телевизионной продукции – дело творческое и коллективное, связывающее в единое целое людей нескольких специальностей. Союз журналиста, оператора, режиссера в детских телевизионных мастерских и студиях дополняется посредником, которым является педагог, т.к. детские передачи имеют некоторые характерные черты: 
1. Над передачей работают дети; они авторы идей, интервьюеры, репортеры, операторы. Но этот факт вовсе не означает, что их аудитория тоже дети. В результате проводимых исследований выяснилось, что дети в возрасте от 12 до 18 лет предпочитают смотреть не только художественные фильмы, игры, развлекательные передачи, но и публицистические программы, ориентированные на их возраст, созданные в соавторстве педагога и воспитанника. Кроме того, подобные программы имеют большой зрительский спрос и у взрослой аудитории. 
2. Темы, затрагиваемые детьми, безусловно, разнообразны и многочисленны. Но увидеть проблему не умозрительно, а воплощенную в реальных фактах, реальных людях, тем более исследовать ее, попытаться найти способы разрешения конфликта – такая работа непосильна для подросткового возраста воспитанника. Поэтому задача педагога помочь раскрыть выбранную тему не «вширь» а «вглубь». 
3. Синтетическая природа телевидения (взаимодействие слова, звука, изображения) конечно, усложняет процесс обучения основам профессии. Ребенку необходимо овладеть речью устной и письменной, выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основам монтажа – только в этом случае он сможет полноценно участвовать на всех этапах производства телепрограмм. 
4. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, начинающий свою деятельность в новом коллективе, тем более занимающийся телевидением (особенно юные журналисты, корреспонденты, дикторы) имеет ряд комплексов, в том числе «синдром красной кнопки». Помочь преодолеть эти психологические барьеры также одна из основных задач педагога. 
Несмотря на вышеназванные свойства детских передач, результатом обучения по программе «Школа телевизионного мастерства», должен стать выпуск профессиональной детской телепродукции, выполненной с использованием различных жанров, выразительных средств экрана. 
Выпускники нашей Школы должны: 
- четко ставить перед собой цели; 
- организовывать свою работу, искать пути решения поставленной задачи; 
- уметь собрать полную и оперативную информацию; 
- самодисциплинировать свою деятельность; 
- уметь довести дело до конца; 
- противостоять желанию знать все факты умение определить нужное, ценное знание; 
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; 
- уметь вырабатывать идею, создавать художественный образ; 
- уметь рассуждать в устной и письменной форме. 
Они в должной мере владеют основными теоретическими знаниями в области телевизионного мастерства, а также методами практической работы. Конечно, не все ребята станут профессионалами, но знания, полученные в «Школе телевизионного мастерства» помогут им в дальнейшей жизни, т.е. результатом нашей работы, как и говорилось уже ранее, дать необходимые основы телепроизводства, которые важны людям многих специальностей. Но, пожалуй, самое главное, что ребята, умеющие создавать профессиональную телепродукцию, смогут отличить настоящее грамотное телевидение от «шелухи» и «грязи», которая заполонило наш экран. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
 

 
 

 
Hosted by uCoz
Отключение правых кнопок мыши с выдачей сообщения
Hosted by uCoz