Учительская
Раздевалка
Переменка
За углом
География
 
Александров Сергей Анатольевич, педагог высшей квалификационной категории, 
педагог дополнительного образования ЦДТ Промышленного района г.Оренбурга,
член Союза журналистов Российской Федерации,
член Всероссийской Ассоциации работников детского и юношеского телевидения
 
Социальная адаптация подростков через систему занятий 
в ТПО «Пятый угол».

По существу изучения проблема социальной адаптации личности находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин исходит от латинского слова adaptatio – приспособление. 
Человек, как неотъемлемая часть животного мира от окружающей природной среды унаследовал приспособительные функции, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важнейшим фактором самосохранения высокоорганизованного животного индивид. Благодаря адаптационным процессам достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды. 
Важнейшая задача адаптационного процесса -  это проблема выживания человека, через гармоничное приспособление потенции индивида с процессами природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы, т.е. преобразовываются в социальные по характеру стороны развития. 
Характерным признаком человека является то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособительные функции, присущие биологическим системам, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и среда адаптации. Здесь уже человек – не просто влияние определенно заданных биологических параметров, определенный продукт природы, а высоко организованная развивающаяся система, отличительной чертой которой является эффективная связь телесного и психического, как основа становления личности. 
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально-значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализации заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека, как непрерывный процесс развития  и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека. 
Важнейшую роль во всей структуре социальной адаптации как упорядоченной системы, призванной снять регрессивные противоречия в развитии личности, играют социальные институты, в частности институт образования, в котором одной из важнейших частей являются учреждения дополнительного образования. 
Происходящие в стране социальные, политические, идеологические и экономические процессы явились основными факторами, изменившими условия учебно-воспитательной работы учреждений дополнительного образования,  создание и работа Творческого Подросткового Объединения «ПЯТЫЙ УГОЛ»  является естественным поиском решения не только проблем воспитания, но и социально-экономических проблем, с которыми напрямую связана социальная дезадаптированность воспитанников. 
В России ранее не ставились проблемы специального обучения детей с эффектами социальной дезадаптированности. С увеличением числа таких подростков и людей юношеского возраста данная проблема стала весьма актуальной. Разрушение привычного уклада жизни в нашей стране, нарастающая межчеловеческая изоляция на фоне избыточной информации, падение уровня жизни, интенсификация нервно-психической деятельности, обострение политической обстановки – вот неполный перечень причин, обуславливающих современность поднимаемой проблемы. 
Подростковое и юношеское стремление к эмансипации наталкивается на разрушения традиционного фундамента человеческих отношений, экономических и культурных основ для приобщения к новым ценностям, провозглашающим пришедшими к власти людьми. Человек, тем более формирующийся, не может существовать без социальной среды, поддерживающей его существование. Но в быстро меняющихся условиях жизни теряет возможность обеспечения надежности адаптивного поведения у подростков. Повышение уровня эмоциональной напряженности приводит к росту психосоматической патологии, психических заболеваний. Иногда трудно обнаружить внешнюю грань, которая отличает норму от патологии. Психические расстройства сразу заметить очень трудно, тем более сложно преподавателям МОУДОД, которые различные психические проявления у воспитанников чаще всего воспринимают как нарушение правил и применяют методы, усугубляющие обстоятельства. Вышеобозначенные проблемы побудили нас к организации эксперимента по созданию особой методики воспитания и обучения на основе целевого индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Основными задачами ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» являются: 
- формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; 
- развитие человека, способного оценивать общественные ситуации; 
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современные ему общественные отношения и нацеленного на совершенствование этих отношений; 
- организация особой среды обучения и воспитания, создающей условия для наиболее полной реализации социальных потребностей учащихся; 
- коррекция мотивов, психических состояний через развитие творческих возможностей каждого учащегося; 
- снижение уровня конфликтности между учащимися и средой, выработка устойчивости психики в процессе разрешения конфликтных ситуаций, развитие мотивов социальной адаптации и повышение ее уровня; 
- создание оптимальных условий для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. 
Исходя их всего сказанного, мы вычленили проблему – преодоление социальной дезадаптации учащихся. 
Объектом исследования являются подростки (учащиеся 7-10 классов) с нарушениями процесса социальной адаптации и отклонениями в процессе общения, занимающиеся в ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» 
Предметом исследования является механизм взаимодействия педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе. 
Практическая значимость работы состоит в разработке конкретных рекомендаций, позволяющих педагогическому коллективу ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» целенаправленно решать проблему социальной адаптации. 
На наш взгляд разработка технологии взаимодействия педагогов и учащихся, направленной на решение обозначенной проблемы должна внести определенный вклад в совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса. 
По материалам еще не завершенного эксперимента на базе ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» был сделан доклад на Всероссийской конференции работников дополнительного образования, проходившей в г.Оренбурге в 1999 году, с опытом создания особой системы взаимодействия учебно-воспитательного коллектива, направленной на решение проблем социальной адаптации были ознакомлены участники семинара по обмену опытом работы с молодежью, проходившего в Вашингтоне в Комиссии по делам молодежи при правительстве США в июне 1999 года, где была проведена дискуссия по проблеме преодоления социальной дезадаптации учащихся. 
При переходе к рыночным отношениям, учреждения дополнительного образования все больше становятся учреждениями, вынужденными бороться за свое существование на рынке образовательных услуг. Администрация ЦДТ Промышленного района и педагогический коллектив ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» в этих условиях уделяет особое внимание доступности всех направлений работы для подростков, максимально возможной индивидуализации учебно-воспитательного процесса. 
Основной целью ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» является формирование творческого потенциала личности в контексте российской культуры, человека-гражданина, отличающегося единством духовных, нравственных и трудовых идеалов, являющихся отражением истории всего российского народа. ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» призвано обеспечить подростков наряду с общеобразовательными знаниями, умениями, навыками еще и профессиональными навыками в области журналистики, режиссуры, видеотехнического обеспечения, риторики, и детского телевизионного творчества в целом, что в процессе эксперимента вылилось в создание «Школы телевизионного мастерства» при ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ». 
Телевидение сегодня занимает все большее коммуникационное поле, оказывает все большее воздействие на аудиторию. Телевидение – средство массовой коммуникации, затрагивает интересы многих людей. Как показывает практика – основным источником получения информации является именно телевидение. Большую часть свободного времени человек сидит перед экраном телевизора. 
Телевизионное творчество, само создание любой телевизионной продукции – дело творческое и коллективное, связывающее в единое целое людей нескольких специальностей. Союз журналиста, оператора, режиссера в детских телевизионных мастерских и студиях дополняется посредником, которым является педагог, т.к. детские передачи имеют некоторые характерные черты:  
1. Над передачей работают дети; они авторы идей, интервьюеры, репортеры, операторы. Но этот факт вовсе не означает, что их аудитория тоже дети. В результате проводимых исследований выяснилось, что дети в возрасте от 12 до18 лет предпочитают смотреть не только художественные фильмы, игры, развлекательные передачи, но и публицистические программы, ориентированные на их возраст, созданные в соавторстве педагога и воспитанника. Кроме того, подобные программы имеют большой зрительский спрос и у взрослой аудитории. 
2. Темы, затрагиваемые детьми, безусловно, разнообразны и многочисленны. Но увидеть проблему не умозрительно, а воплощенную в реальных фактах, реальных людях, тем более исследовать ее, попытаться найти способы разрешения конфликта – такая работа непосильна для подросткового возраста воспитанника. Поэтому задача педагога помочь раскрыть выбранную тему не «вширь» а «вглубь». 
3. Синтетическая природа телевидения (взаимодействие слова, звука, изображения) конечно, усложняет процесс обучения основам профессии. Ребенку необходимо овладеть речью устной и письменной, выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основам монтажа – только в этом случае он сможет полноценно участвовать на всех этапах производства телепрограмм.  
4. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, начинающий свою деятельность в новом коллективе, тем более занимающийся телевидением (особенно юные журналисты, корреспонденты, дикторы) имеет ряд комплексов, в том числе «синдром красной кнопки». Помочь преодолеть эти психологические барьеры также одна из основных задач педагога. 
Несмотря на вышеназванные свойства детских передач, результатом обучения по программе «Школа телевизионного мастерства», должен стать выпуск профессиональной детской телепродукции, выполненной с использованием различных жанров, выразительных средств экрана и русской словесности. 
Достижению цели способствуют определенные условия: 
1. Индивидуальный подход к ребенку. Основной модуль программы обучения осваивается всеми воспитанниками «Школы телевизионного мастерства», но глубинное изучение теории и практики профессий происходит на втором (вариативном) этапе (годе) обучения. 
2. Единство всех предметных программ Школы: основы тележурналистики, основы режиссуры, основы видеотехнического обеспечения, риторики, основы актерского мастерства и основы психологии. На втором этапе происходит специализация по группам основных направлений, углубление в определенную тему и деятельность. 
3. Обучения выходит за рамки времени занятий в «Школе телевизионного мастерства». Дети  должны понимать необходимость расширения кругозора в различных областях, для этого программа «Школа телевизионного мастерства» предусматривает факультативные курсы и культурно-массовые мероприятия. 
 
 

Принципы, на которых базируется программа: 
1. Избежание запрета. Не запрещать творческую работу никому, т.к. запрет тормозит развитие таких индивидуальных качеств, на основе которых ребенок мог достичь больших успехов. 
2. Свобода мнения. Не навязывать своего мнения ребенку в самостоятельной и творческой работе, не отвергать его предложения. Можно только предлагать, советовать как в выборе темы, так и в ее исполнении. 
3. Доброжелательная атмосфера. Ситуация успеха. При проверке готовой самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у педагога должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность, и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность. Не надо забывать, что во многих случаях ребенок будет делать то, чему его не учили, и, конечно, уже по этой причине его работа будет не всегда идеальной. Особенно осторожно надо рассматривать первые самостоятельные работы. Все дело в том, что как бы они слабо ни были выполнены, самим детям они в большинстве случаев кажутся, чуть ли не гениальными. И разубеждать их в этом не надо. Наоборот, надо вдохновить, вселить веру в себя. 
4. Толерантность. Не возвращать детям работу на переработку, а заниматься ее совершенствованием вместе с воспитанником. 
5. Соблюдение индивидуального пути развития. 
6. Опора на вдохновение. У многих детей, работающих самостоятельно, наблюдаются периоды «вдохновения» и периоды «спада». Использование периодов «вдохновения» для более активного развития способности детей имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхитится работой ученика – значит продлить волшебный период, сохранить озаренный радостью эмоциональный фон жизни ребенка. 
Каких детей мы хотим видеть в «Школе телевизионного мастерства»? Во-первых, тех, у кого наблюдается повышенный интерес, в первую очередь, к гуманитарным наукам, стремление к сочинительству. Во-вторых, тех, кто любит общаться с людьми, быть на виду, завоевывать внимание аудитории. В-третьих, это те дети, которые страстно желают освоить профессию, связанную с телевидением, чтобы открыть для себя что-то новое. Это дети, любопытство которых распространяется на многие предметы. Занятия в «Школе телевизионного мастерства» они рассматривают, как новый источник информации и реализации своих желаний. 
При приеме детей в «Школу телевизионного мастерства» немаловажно определить весомость природных задатков, уровень их знаний, умений для разработки индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Школьников в учреждение дополнительного образования приводит не только ориентированность на престижность профессии видеооператора, журналиста или диктора, но и желание самореализоваться и самоутвердиться. Поэтому дети, желающие заниматься в «Школе телевизионного мастерства» проходят определенный конкурс – это сочинение на заданную тему, творческий конкурс и собеседование. Конкурс преследует две цели: «знакомство» с творческим потенциалом ребенка и формирование групп по общему уровню подготовки. Критериями конкурса являются природная способность ребенка к словотворчеству, актерскому мастерству, занятость ребенка в других образовательных учреждениях. 
По итогам обучения в «Школе телевизионного мастерства» воспитанники должны: 
- четко ставить перед собой цели; 
- организовывать свою работу, искать пути решения поставленной задачи; 
- уметь собрать полную и оперативную информацию; 
- самодисциплинировать свою деятельность; 
- уметь довести дело до конца; 
- противостоять желанию знать все факты умением определить нужное, ценное знание; 
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; 
- уметь вырабатывать идею, создавать художественный образ; 
- уметь рассуждать в устной и письменной форме. 

К концу обучения ребенок должен владеть основными теоретическими знаниями в области телевизионного мастерства, а также методами практической работы. Конечно, не все ребята станут профессионалами, но знания, полученные в «Школе телевизионного мастерства» помогут им в дальнейшей жизни. 
Самым главным итогом всей работы в структурном подразделении «Школа телевизионного мастерства», как и вообще ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» рассматривается социальная адаптация подростков: 
- воспитание гуманистически направленной активной и самостоятельной личности, умеющей решать возникающее перед ней задачи, как в области общения, так и по другим направлениям деятельности индивида. 
Результативностью работы педагогов ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» и эксперимента в целом является то что, овладевая знаниями, навыками, умениями, многие ребята остаются работать в ЦДТ Промышленного района. Воспитанников ТПО «ПЯТЫЙ УГОЛ» знают в городе, области и др. городах. Их с удовольствием приглашают работать в другие средства массовой информации: Павел Косов - ТВЦ «Планета», Эльдар Казаков – «ОРЕНТВ», Максим Слободской – «Авторадио», информационное агентство «АПРИОРИ»,  Владлен Лернер – «5 канал» (г. Санкт-Петербург), Варвара Олюнина – молодежная редакция НТВ (г. Москва) и др. 
Уровень подготовки учащихся является высоким, о чем свидетельствуют достижения на городских, областных, Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах: 
 - Проект телепрограмма «Пятый угол» в 1998 году являлся обладателем гранта Фонда «Евразия»; в 1999 году руководитель проекта Сергей Александров за активную работу с подростками, был приглашен для обмена опытом по работе с молодежью в США.  
- В 2000 и 2001 г.г., воспитанники ТПО «Пятый угол» заняли призовые места в городском конкурсе реклам за здоровый образ жизни и в областном конкурсе СМИ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 
 - Грамота  лауреата смотра-конкурса "Лучшие печатные, теле- радиоматериалы". УИН МЮ РФ по Оренбургской области, март 2000 г 
- Грамота за активное участие в 1 областной выставке молодежных инициатив, июнь 2001г. 
- Грамота областного комитета по делам молодежи "За внимание к проблемам молодежи Оренбуржья и активное участие в формировании здорового образа жизни молодого поколения", февраль 2002г. 
- Два первых места на Международном Телефоруме «Вместе к звездам» (г.Днепропетровск) в 2002 г. 
- Дипломы лауреатов XIII Международного фестиваля телепрограмм для детей и юношества (ассоциация «До 16 и старше…», г.Москва) в 2002 году. 
- Второй Гран-при и спецприз за профессионализм Первого Международного Открытого Фестиваля программ и фильмов школьных телестудий стран СНГ и Балтии (г.Сочи) в 2002 г. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
 

 
 

 
Hosted by uCoz
Отключение правых кнопок мыши с выдачей сообщения
Hosted by uCoz