Учительская
Раздевалка
Переменка
За углом
География
 
Александров Сергей Анатольевич, педагог высшей квалификационной категории, 
педагог дополнительного образования ЦДТ Промышленного района г.Оренбурга,
член Союза журналистов Российской Федерации,
член Всероссийской Ассоциации работников детского и юношеского телевидения
 
Необходимость допрофессиональной подготовки работников телевизионного цеха.

Сегодня никого не удивишь рассуждениями о невероятных возможностях телевидения. Удивительно другое: реакция общества на бурное развитие телевизионной индустрии. 
С одной стороны, оно, как и полагается, жаждет зрелищ и устанавливает высокую планку требовательности по отношению к тому, что и как преподносят ему с голубого экрана. С другой стороны, интерес общественного мнения к тому, а кто же и как делает телевидение, дальше обывательского любопытства не идет. 
Между тем именно здесь следует искать корни одного из наиболее странных парадоксов последних десятилетий. Суть его заключается в том, что телевидение, будучи едва ли не самым мощным фактором информационного и социального воздействия, выращивает собственные профессиональные кадры самостоятельно. До недавнего времени учебные заведения страны специально не готовили кадры для телевизионного производства. Лишь в последние годы на факультетах журналистики появилась специализация – тележурналист, а в Университетах или Академиях культуры открылись кафедры телевизионной режиссуры. 
По сей день множество людей разного возраста, разных специальностей, разного уровня профессиональной подготовки (вплоть до отсутствия таковой) в поисках легких денег и возможностей быстрой самореализации пытаются найти себя в телевидении. Благо возможностей для этого оно дарит более чем достаточно. 
Будучи многоотраслевым феноменом, телеиндустрия действительно принимает в свое лоно представителей огромного числа профессий и разного уровня квалификации. Ей необходимы инженеры и техники, подсобные рабочие и курьеры, академики и государственные деятели, топ-модели и просто обаятельные молодые (и не очень) люди. Знакомство с основами телевизионного производства и соответствующий навык работы, по всем законам профессиональной деятельности, казалось бы, должны быть непременным условием участия того или иного специалиста в производстве телевизионного продукта. Это тем более важно, что телевизионная аудитория не бывает маленькой. Она может быть только большой, очень большой или огромной. Прямо пропорционально величине аудитории должен возрастать и уровень профессиональной ответственности, а значит квалификации тех, кто участвует в производстве. Однако в жизни все происходит совсем по-другому. 
За право читать лекции студентам высшего учебного заведения преподаватель должен преодолеть как минимум два труднейших квалификационных испытания – получить ученую степень и звание. Право же на общение с огромной, зачастую многомиллионной телеаудиторией без особых усилий может получить, мягко говоря, не очень грамотный человек с весьма низким образовательным цензом или вообще не имеющий какой-либо профессиональной подготовки. 
В накладе остались все: общество, которое вынуждено потреблять некачественный, часто безграмотный телепродукт (поэтому «питается» дешевым или ворованным импортным), и система образования, которая в очередной раз продемонстрировала свою инертность и консервативность, особенно в провинции. 
Телевидение не осталось в долгу и преподнесло очередной сюрприз. Из сферы высоких профессиональных технологий оно смело шагнуло в массы, все заметнее утверждая свое прикладное значение, как непременный атрибут множества специальностей. Поясняется это следующим. Знание основ производства (имеются в виду операторское искусство, режиссура, навыки видеомонтажа, умение работать перед камерой и прочее) сегодня необходимы инженерам, медикам, юристам, экономистам, педагогам, политическим и государственным деятелям, предпринимателям и промышленникам: 
- Педагог должен не только использовать видеоматериалы на занятиях, но и уметь их создавать. 
- Амбиции претендента на политическую карьеру, увы, таковыми и останутся, если он не подготовлен к работе перед камерой, если он не умеет грамотно, информативно и убедительно говорить. 
- Бизнес-проект не будет рассматриваться инвестором, если в пакете документов отсутствуют видеоматериалы. 
- Ни один продукт (изделие) не будет рассматриваться на рынке без рекламы. 
- Тренировки спортсменов без использования видеоматериалов уже давно кажутся анахронизмом. Перечень можно продолжать… 
Уметь делать видео (работать с камерой, владеть программами компьютерного видеомонтажа) так же нужно, как и уметь водить машину. Это не хобби и не домашнее развлечение. Это необходимый и очень полезный навык, который позволит сэкономить деньги, время и очень поможет в профессиональной карьере. 
Европейские и американские университетские центры уже давно оснащены прекрасными телецентрами и весьма эффективно используют их как в производственной, так и в учебной целях. Практически каждая школа, так же создает свой телеканал (внутришкольный или кабельный). В нашей стране, как всегда, позаимствовав идею, стали создавать свои телестудии при учреждениях образования. Но характер их использования приводит к мысли о полном отсутствии у владельцев ясного представления об их предназначении. Если в ВУЗах как-то еще это используется, для практики начинающих журналистов или для освещения своей деятельности через СМИ, то в системе среднего, профессионального образования, если есть оборудование, то оно чаще используется для самоудовлетворения амбиций администрации. 
В системе дополнительного образования телестудии существуют практически во всех учреждениях, но порой качественный подход и рациональное использование техники заменяется количественным (вместо необходимых программ – создание видеоархива различных мероприятий). О профессионализме детского телевидения говорить вообще не приходится. Опыт участия в Международных, республиканских, областных конкурсах и фестивалях показывает, что только 12-15% продукции детских телестудий можно назвать профессиональной или авторской работой. Чаще всего, это практическая работа учащихся, бездумное повторение на экране заученного текста, написанного взрослым человеком или неудачная попытка скопировать проект взрослого телевидения. 
Девятилетний опыт работы над телепроектом для подростков «Пятый угол»  и анализ рынка детской телепродукции привел к мысли о том, что подготовку кадров работников телевизионного цеха нужно начинать не ВУЗах, а со среднего школьного возраста. Для того чтобы заполнить вакуум в сфере допрофессиональной подготовки работников телевизионного цеха нами была разработана экспериментальная программа трехлетнего обучения в «Школе телевизионного мастерства». 
Основной модуль программы обучения осваивается всеми воспитанниками «Школы…» на первом этапе (первый год): основы журналистики, режиссуры, риторики, видеотехнического обеспечения, актерского мастерства и психологии. 
Глубинное изучение теории и практики конкретных профессий происходит на втором (вариативном) этапе (годе) обучения, где происходит специализация по группам основных направлений: техническое, актерско-дикторское, редакторское. 
И третий год обучения подразумевает получение практических навыков на телерадиокомпаниях города, где ребята, поделенные на микрогруппы, под руководством опытных специалистов будут проходить практику и как итог, создание ими авторского телевизионного проекта. 
Телевизионное творчество, само создание любой телевизионной продукции – дело творческое и коллективное, связывающее в единое целое людей нескольких специальностей. Союз журналиста, оператора, режиссера в детских телевизионных мастерских и студиях дополняется посредником, которым является педагог, т.к. детские передачи имеют некоторые характерные черты: 
1. Над передачей работают дети; они авторы идей, интервьюеры, репортеры, операторы. Но этот факт вовсе не означает, что их аудитория тоже дети. В результате проводимых исследований выяснилось, что дети в возрасте от 12 до18 лет предпочитают смотреть не только художественные фильмы, игры, развлекательные передачи, но и публицистические программы, ориентированные на их возраст, созданные в соавторстве педагога и воспитанника. Кроме того, подобные программы имеют большой зрительский спрос и у взрослой аудитории. 
2. Темы, затрагиваемые детьми, безусловно, разнообразны и многочисленны. Но увидеть проблему не умозрительно, а воплощенную в реальных фактах, реальных людях, тем более исследовать ее, попытаться найти способы разрешения конфликта – такая работа непосильна для подросткового возраста воспитанника. Поэтому задача педагога помочь раскрыть выбранную тему не «вширь» а «вглубь». 
3. Синтетическая природа телевидения (взаимодействие слова, звука, изображения) конечно, усложняет процесс обучения основам профессии. Ребенку необходимо овладеть речью устной и письменной, выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основам монтажа – только в этом случае он сможет полноценно участвовать на всех этапах производства телепрограмм. 
4. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, начинающий свою деятельность в новом коллективе, тем более занимающийся телевидением (особенно юные журналисты, корреспонденты, дикторы) имеет ряд комплексов, в том числе «синдром красной кнопки». Помочь преодолеть эти психологические барьеры также одна из основных задач педагога. 
Несмотря на вышеназванные свойства детских передач, результатом обучения по программе «Школа телевизионного мастерства», должен стать выпуск профессиональной детской телепродукции, выполненной с использованием различных жанров, выразительных средств экрана. 
Выпускники нашей Школы должны: 
- четко ставить перед собой цели; 
- организовывать свою работу, искать пути решения поставленной задачи; 
- уметь собрать полную и оперативную информацию; 
- самодисциплинировать свою деятельность; 
- уметь довести дело до конца; 
- противостоять желанию знать все факты умение определить нужное, ценное знание; 
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; 
- уметь вырабатывать идею, создавать художественный образ; 
- уметь рассуждать в устной и письменной форме. 

Они в должной мере владеют основными теоретическими знаниями в области телевизионного мастерства, а также методами практической работы. Конечно, не все ребята станут профессионалами, но знания, полученные в «Школе телевизионного мастерства» помогут им в дальнейшей жизни, т.е. результатом нашей работы, как и говорилось уже ранее, дать необходимые основы телепроизводства, которые важны людям многих специальностей. Но, пожалуй, самое главное, что ребята, умеющие создавать профессиональную телепродукцию, смогут отличить настоящее грамотное телевидение от «шелухи» и «грязи», которая заполонило наш экран. 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
 

 
 

 
Hosted by uCoz
Отключение правых кнопок мыши с выдачей сообщения
Hosted by uCoz