Учительская
Раздевалка
Переменка
За углом
География
 
Центр Детского Творчества Промышленного района г. Оренбурга
 
 
 
 
 
 
 
                       ПРОГРАММА
««Основы риторики»»
отдел Новые технологии
ТПО «Пятый угол»
 
Руководитель: Болычевская А.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оренбург 2002 г. 
 
 
 
 
 

I. Пояснительная записка 

Зачастую, нам приходится сталкиваться с речевыми и логико-структурными ошибками теле и радиоведущими, которые «режут» слух, как обычных людей, так и людей уже столкнувшихся с простыми понятиями элементарной техники речи. У молодых телеведущих при выходе в эфир, особенно это касается «прямого эфира», истощается словарный запас, возникают слова паразиты, которые заполняют паузы. Запоминаемость объема текста невелика. Помочь избавиться от подобных ошибок и призвана «Основы риторики». 
Данная программа является составной частью комплексной программы «Школа телевизионного мастерства». Программа рассчитана на подростков. Срок реализации 1 учебный год (36 часов). Пройдя курс обучения, воспитанники научаться правильно говорить, играть голосом, избавляться от слов паразитов, а также постигнут основы художественного текста. Самое главное научаться правильно и красиво общаться с телезрителем через объектив видеокамеры. 
Программа при редактировании может использоваться как самостоятельная программа по риторике в школах с филологическим уклоном и в школах телерадиоведущих в системе ДО. 
При разработке содержания программы был использован опыт предыдущей работы ТПО «Пятый угол» и рекомендации к концепции программы «Риторика» Ладыженская Т.А. – доктор педагогических наук, профессор. Формы и методы воспитательно-образовательной деятельности основаны на концептуальных положениях В.И.Андреева – члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедой педагогики Казанского Государственного университета. Разработка и оформление программы основаны на методических рекомендациях по написанию авторских программ в системе ДО кандидата педагогических наук, зав.кафедрой педагогики дополнительного образования Оренбургского педагогического колледжа №1 – Калугиной Е.В. 
 
 
 

II. Цели: 

1. «Вырастить» в ученике потребность говорить с наименьшим количеством речевых ошибок, четко, ясно, лаконично, уместно и научиться управлять своей речью. 
2. Устранить имеющиеся речевые ошибки, выявить наиболее способных подростков для дальнейшего обучения. 

III. Задачи: 

Образовательные: 
1. Обучить правильной речи. 
2. Научить свободно говорить перед камерой и микрофоном.. 

Развивающие: 
1.  Развить способность открытости к собеседнику. 
2.  Расширить кругозор его творческих мыслей. 
 

Воспитательные: 
1. Воспитать любовь к русской словесности и культурной речи. 
 
 
 
 

IV. Тематический план : 

Номерзанятия ТЕМА ЧАСЫ 
1.2.3.4-6.7-8.9.10-11.12-14.15. 1. Человек в зеркале общенияВведение.Общие речеведческие занятия. Типы текстов.Типы речи.Виды речи.Лабильность.Гибкость мышления.Снятие аудиторного шока.Контрольный урок.   15 ч.1ч.1ч.1ч.3ч.2ч.1ч.2ч.3ч.1ч. 
16.17.18.19.20.21. 2. Техника речи Введение.  Речевое дыхание. Произношение поэтического текста. Высота, динамика, полетность голоса  Интонация. Контрольный урок 6 ч.1ч.1ч.1ч.1ч.1ч.1ч. 
22.23-24.25.26.27.28.29.30. 3. Нелепости и украшение речи Введение.                                                                                          Антонимы, омонимы, синонимы. Арго. Жаргон                                                                                           Архаизмы. Историзмы. Внутренние законы языка (форма слова)  Говор, диалект. Изменение норм. Контрольный урок. 9 ч.1ч.2ч.1ч.1ч.1ч.1ч.1ч.1ч. 
31.32-33.34.35.36. 4. Чтение, запоминание – вид речевой деятельностиВведение.Стили языка. Словари.Художественная литература, ее языкКонтрольный урок. Итоговый урок. 6 ч.1ч.2ч.1ч.1ч.1ч. 
 
 
 
 

V. Содержание курса: 
Занятие 1. 
Человек в зеркале общения. Введение. 
Знакомство с группой. Что такое риторика. Для чего она нужна тележурналисту. План работы на год. Требования к занятиям. Техника безопасности. 
 Занятие 2. 
Человек в зеркале общения. Общие речеведческие занятия. 
Что такое культура речи. Культура произношения речи. Почему это важно для журналистов. 
Занятие 3. 
 Человек в зеркале общения. Типы текстов. 
 Разминка. Описание, рассуждение, повествование, смешанный текст. 
 Занятие 4. 
 Человек в зеркале общения. Типы речи. 
 Монолог и диалог. Разминка. Стилистическая характеристика языка. 
Занятие 5. 
 Человек в зеркале общения. Функциональная характеристика. 
 Научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный текст и стиль общения. 
Занятие 6. 
Человек в зеркале общения. Эмоционально-экспрессивная характеристика. 
Торжественная, ласковая, шутливая, недоброжелательная, грубая, презрительная речь. 
Занятие 7. 
 Человек в зеркале общения. Виды речи. 
 Правила и приемы. Стиль своей речи. 
Занятие 8. 
Человек в зеркале общения. Речевое развитие личности. 
Лингвистика текстов, основы владения голосом, дикция, интонация. 
Занятие 9. 
 Человек в зеркале общения. Лабильность. 
 Переключение внимания. Ритм. «Компакт – опросы». 
Занятие 10. 
 Человек в зеркале общения. . Гибкость мышления. 
 Прием резкого сокращения по ходу общения. Изменения курса вопросов по ходу ответа. 
 Занятие 11. 
 Человек в зеркале общения. Прием составления сюжетов. 
 Лишение объекта возможности производить привычные действия. Анализ ошибок. Непредвиденные ситуации. 
Занятие 12. 
 Человек в зеркале общения. Снятие аудиторного шока. 
 Сценический страх. Синдром «красной кнопки». 
Занятие 13. 
 Человек в зеркале общения. Логическая база. 
 Общение со «странным человеком». Достойные ответы и вопросы. 
Занятие 14. 
 Человек в зеркале общения. Психология зрителей. 
 Комплекс психофизических упражнений. Жестикуляция, мимика, глаза. 
Занятие 15. 
Человек в зеркале общения. Контрольный урок. 
Теоретический опрос. Практические занятия «Риторический вопрос». 
Занятие 16. 
 Техника речи. Введение. 
 Что такое техника речи и для чего она нужна журналисту. 
Занятие 17. 
 Техника речи. Речевое дыхание. 
 Упражнения на дыхание. Точность, чистота, логичность, выразительность, уместность речи. 
Занятие 18. 
 Техника речи. Произношение поэтического текста. 
 Ударение в стихотворении. Вдох, выдох, пауза. 
Занятие 19. 
 Техника речи. Высота, динамичность, полетность голоса. 
 Практические упражнения по чтению текста. Голос на аудиокассете. Три типа работы над дыханием. Понятия «высота», «динамичность», «полетность». 
Занятие 20. 
 Техника речи. Интонация. 
 Количественное измерение интонации. Выражение отношения с помощью интонации. Нисходящий тон. 
Занятие 21. 
 Техника речи. Контрольный урок. 
 Тестирование по общей базе блока. Чтение прозы, поэзии. 
Занятие 22. 
 Нелепости и украшении речи. Введение. 
 Каким образом можно разнообразить свою речь. Отличие бытовой от художественной и сценической речи. 
Занятие 23. 
 Нелепости и украшении речи. Антонимы и омонимы. 
 Что такое антонимы и омонимы. Их связь между собой. Их уместность в речи, художественной литературе. 
Занятие 24. 
 Нелепости и украшении речи. Синонимы. 
 Что такое синонимы. Синонимические связи. Стилистические различия. Синекдоха. 
Занятие 25. 
 Нелепости и украшении речи. Арго. Жаргон. 
 Особый стиль общения. Профессиональный жаргон. 
Занятие 26. 
 Нелепости и украшении речи. Архаизмы. Историзмы. 
 Устаревшие слова. Их уместность. Нахождение историзмов в поэтических текстах. Архаизмы – ради шутки. 

Занятие 27. 
 Нелепости и украшении речи. Внутренние законы языка. 
 Основы орфографии. Изменение типов слов. Авторские окказионализмы. 
Занятие 28. 
 Нелепости и украшении речи. Говор. Диалект. 
 Что такое диалектология. Говорные привычки. Диалект в разговоре. 
Занятие 29. 
 Нелепости и украшении речи. Изменение норм. 
 Норма – регулятор правильности литературного языка. Нецензурная лексика. 
Занятие 30. 
 Нелепости и украшении речи. Контрольный урок. 
 Написание сочинение. Перевод текста на жаргон и обратно. 
Занятие 31. 
 Чтение, запоминание – вид речевой деятельности. Введение. 
 Пробное, быстрое чтение. Чтение для озвучки закадрового текста. Слог. 
Занятие 32. 
 Чтение, запоминание – вид речевой деятельности. Стили языка. 
 Экспрессивные стили. Стилистика. 
Занятие 33. 
 Чтение, запоминание – вид речевой деятельности. Словари. 
 Умение пользоваться словарями. Орфоэпический словарь ударений. Виды словарей. 
Занятие 34 
 Чтение, запоминание – вид речевой деятельности. Художественная литература. Ее язык. 
 Язык и общество. Цоканье. Разноязычная мировая литература. Общение с иностранцами. Язык жестов. 
Занятие 35. 
 Чтение, запоминание – вид речевой деятельности. Контрольный урок. 
 Проба перед микрофоном и камерой (разные стили). Анализ ошибок. 
Занятие 36. 
Итоговый урок. 
Анализ работы за год. Показ дикторского мастерства. 
 
 
 
 
 

VI. Список использованной литературы: 

1. Вагапов Д. Риторика. – М., «Цитадель», 2001 
2. Ладыженская Т.А. «Риторика в школе и в жизни». – М., «Наука»,2001 
3. Баранов А.Н. Я вас слушаю. - М., «Прогресс», 1990 
4. Баранов А.Н. Что нас убеждает: общественное сознание и язык. – М., «Знание» 1990 
5. Бархин К.Б. Культура слова. - М., «Работник просвещения», 1929 
6. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь. – М., «Русский язык» 1991 
7. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., «Мир», 1979 
8. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., «Педагогика», 1984 
9. Калугина Е.В. Педагогика дополнительного образования в 2-х книгах. Оренбург, 2001 
10.  Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Издательство Казанского университета, 1996 
11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Издательство Казанского университета, 1998 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
 

 
Hosted by uCoz
Отключение правых кнопок мыши с выдачей сообщения
Hosted by uCoz