Учительская
Раздевалка
Переменка
За углом
География
 
Министерство образования Российской Федерации
МОУДОД Центр Детского Творчества Промышленного района 
Отдел Новые технологии
Творческое объединение «Пятый угол»
 Утверждена педагогическим советом
ЦДТ Промышленного района «__»__________200 г.
 
 
Экспериментальная
образовательная
ПРОГРАММА
 
ШКОЛА 
ТЕЛЕВИЗИОННОГО
 МАСТЕРСТВА
 
 
Возраст учеников (воспитанников): 13 – 16 лет
      Срок реализации: 2 года
 
 
 
Автор:        Александров Сергей Анатольевич
         (педагог дополнительного образования)
Соавторы: Косов Павел Сергеевич
    (педагог дополнительного образования)
     Болычевская Анна Владимировна
    (педагог дополнительного образования)
Консультант: Рассказова Ирина Анатольевна
 (педагог кафедры дополнительного образования ОПК №1)
 
 
 
Оренбург 2001г.
 
 
 
 

I. Пояснительная записка. 

Переоценка ценностей в общественном сознании вызвала в жизни новое педагогическое мышление, ведущими линиями которого являются проблемы ориентации детей в окружающем мире объективных ценностей, в своих возможностях, в построении своей жизненной перспективы. 
Новые задачи, поставленные государством перед учреждениями дополнительного образования, заставляют искать новые подходы к организации, выбору содержания деятельности, созданию условий для обеспечения этой деятельности. 
Одним из таких средств может стать детское телевидение, созданием которого может заниматься «Школа телевизионного мастерства», которая познакомит подростков с телевидением, со спецификой телетворчества и  осуществит допрофессиональную подготовку по различным специальностям работников телевидения. 

Цели программы «Школа телевизионного мастерства»: 

1. Формирование творческой саморазвивающейся личности, способность социально и профессионально самоопределиться. 
2. Адаптация к жизни в обществе. 
3. Формирование общей культуры. 
 

Задачи: 

1. Создание образовательной среды, направленной на становление личности ребенка в ключе общечеловеческих ценностей. 
2. Создание оптимальных условий для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. 
3. Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности. 
4. Расширение общего кругозора воспитанника. 
5. Развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения. 

Телевидение сегодня занимает все большее коммуникационное поле, оказывает все большее воздействие на аудиторию. Телевидение – средство массовой коммуникации, затрагивает интересы многих людей. Как показывает практика – основным источником получения информации является именно телевидение. Большую часть свободного времени человек сидит перед экраном телевизора. 
 

Телевизионное творчество, само создание любой телевизионной продукции – дело творческое и коллективное, связывающее в единое целое людей нескольких специальностей. Союз журналиста, оператора, режиссера в детских телевизионных мастерских и студиях дополняется посредником, которым является педагог, т.к. детские передачи имеют некоторые характерные черты: 
1. Над передачей работают дети; они авторы идей, интервьюеры, репортеры, операторы. Но этот факт вовсе не означает, что их аудитория тоже дети. В результате проводимых исследований выяснилось, что дети в возрасте от 12 до18 лет предпочитают смотреть не только художественные фильмы, игры, развлекательные передачи, но и публицистические программы, ориентированные на их возраст, созданные в соавторстве педагога и воспитанника. Кроме того, подобные программы имеют большой зрительский спрос и у взрослой аудитории. 
2. Темы, затрагиваемые детьми, безусловно, разнообразны и многочисленны. Но увидеть проблему не умозрительно, а воплощенную в реальных фактах, реальных людях, тем более исследовать ее, попытаться найти способы разрешения конфликта – такая работа непосильна для подросткового возраста воспитанника. Поэтому задача педагога помочь раскрыть выбранную тему не «вширь» а «вглубь». 
3. Синтетическая природа телевидения (взаимодействие слова, звука, изображения) конечно, усложняет процесс обучения основам профессии. Ребенку необходимо овладеть речью устной и письменной, выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основам монтажа – только в этом случае он сможет полноценно участвовать на всех этапах производства телепрограмм. 
4. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, начинающий свою деятельность в новом коллективе, тем более занимающийся телевидением (особенно юные журналисты, корреспонденты, дикторы) имеет ряд комплексов, в том числе «синдром красной кнопки». Помочь преодолеть эти психологические барьеры также одна из основных задач педагога. 
Несмотря на вышеназванные свойства детских передач, результатом обучения по программе «Школа телевизионного мастерства», должен стать выпуск профессиональной детской телепродукции, выполненной с использованием различных жанров, выразительных средств экрана и русской словесности. 
 

Достижению цели способствуют определенные условия: 
1. Индивидуальный подход к ребенку. Основной модуль программы обучения осваивается всеми воспитанниками «Школы телевизионного мастерства», но глубинное изучение теории и практики профессий происходит на втором (вариативном) этапе обучения. 
2. Единство всех предметных программ Школы: основы тележурналистики, основы режиссуры, основы видеотехнического обеспечения, риторики, основы актерского мастерства и основы психологии. На втором этапе происходит специализация по группам основных направлений, углубление в определенную тему и деятельность. 
3. Обучения выходит за рамки времени занятий в «Школе телевизионного мастерства». Дети должны понимать необходимость расширения кругозора в различных областях, для этого программа «Школа телевизионного мастерства» предусматривает факультативные курсы и культурно-массовые мероприятия. 
Принципы, на которых базируется программа: 
1. Избежание запрета. Не запрещать творческую работу никому, т.к. запрет тормозит развитие таких индивидуальных качеств, на основе которых ребенок мог достичь больших успехов. 
2. Свобода мнения. Не навязывать своего мнения ребенку в самостоятельной и творческой работе, не отвергать его предложения. Можно только предлагать, советовать как в выборе темы, так и в ее исполнении. 
3. Доброжелательная атмосфера. Ситуация успеха. При проверке готовой самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у педагога должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность, и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность. Не надо забывать, что во многих случаях ребенок будет делать то, чему его не учили, и, конечно, уже по этой причине его работа будет не всегда идеальной. Особенно осторожно надо рассматривать первые самостоятельные работы. Все дело в том, что как бы они слабо ни были выполнены, самим детям они в большинстве случаев кажутся, чуть ли не гениальными. И разубеждать их в этом не надо. Наоборот, надо вдохновить, вселить веру в себя. 
4. Толерантность. Не возвращать детям работу на переработку, а заниматься ее совершенствованием вместе с воспитанником. 
5. Соблюдение индивидуального пути развития. 
6. Опора на вдохновение. У многих детей, работающих самостоятельно, наблюдаются периоды «вдохновения» и периоды «спада». Использование периодов «вдохновения» для более активного развития способности детей имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхитится работой ученика – значит продлить волшебный период, сохранить озаренный радостью эмоциональный фон жизни ребенка. 

Набор в «Школу телевизионного мастерства» проводится ежегодно в период с 20 августа по 14 сентября, среди учащихся 7 – 9 классов (12 – 14 лет). Количество воспитанников в группе первого года обучения определяется от 15 до 20 человек. На второй год обучения, в силу углубленного изучения отдельных специализаций, количество детей в группах каждого из направлений не должно превышать 12 человек. 
Каких детей мы хотим видеть в «Школе телевизионного мастерства»? Во-первых, тех, у кого наблюдается повышенный интерес, в первую очередь, к гуманитарным наукам, стремление к сочинительству. Во-вторых, тех, кто любит общаться с людьми, быть на виду, завоевывать внимание аудитории. В-третьих, это те дети, которые страстно желают освоить профессию, связанную с телевидением, чтобы открыть для себя что-то новое. Это дети, любопытство которых распространяется на многие предметы. Занятия в «Школе телевизионного мастерства» они рассматривают, как новый источник информации и реализации своих желаний. 
При приеме детей в «Школу телевизионного мастерства» немаловажно определить весомость природных задатков, уровень их знаний, умений для разработки индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Школьников в учреждение дополнительного образования приводит не только ориентированность на престижность профессии видеооператора, журналиста или диктора, но и желание самореализоваться и самоутвердиться. Поэтому дети, желающие заниматься в «Школе телевизионного мастерства» проходят определенный конкурс – это сочинение на заданную тему, творческий конкурс и собеседование. Конкурс преследует две цели: «знакомство» с творческим потенциалом ребенка и формирование групп по общему уровню подготовки. Критериями конкурса являются природная способность ребенка к словотворчеству, актерскому мастерству, занятость ребенка в других образовательных учреждениях. 
По окончании обучения в «Школе телевизионного мастерства», воспитанники получают сертификат установленного образца, с указанием изученных предметов, отведенных на них часов и оценками по каждому из них по пятибалльной системе. К проведению контрольных и итоговых работ планируется привлекать специалистов, работающих в сфере телевизионного искусства. 

II. Структура программы: 

 Программа «Школа телевизионного мастерства» предполагает знакомство со всеми этапами телевизионного процесса, с правилами и нормами организации и проведения съемок, с функционированием сценария в производстве телевизионной продукции. 
Программа «Школа телевизионного мастерства» состоит из двух ступеней: подготовительной и основной. 
Подготовительная ступень рассчитана на один год обучения и представляет собой комплексное изучение шести основных взаимодополняющих дисциплин, которые необходимо изучить в рамках допрофессиональной подготовки будущих работников телевизионного цеха. 

Перечень дисциплин первой (подготовительной) ступени 
и обоснование их необходимости: 

1. Основы тележурналистики. На данной ступени этот предмет дает начальные навыки работы журналиста, учит собирать и обрабатывать информацию, читать текст в кадре и за кадром. Кроме того, поможет выявить наиболее способных воспитанников для углубленного обучения предмету на следующей ступени. Курс рассчитан на 36 часов, один час в неделю. 
2. Основы режиссуры. Обучение на подготовительной ступени этому предмету поможет воспитанникам овладеть специфическими навыками (основы сценария и телережиссуры), научит применять метод ассоциаций для нахождения идей. Кроме того, поможет выявить наиболее способных воспитанников для углубленного обучения предмету на следующей ступени. Курс рассчитан на 36 часов, один час в неделю. 
3. Основы видеотехнического обеспечения. Базисная стадия этого предмета дает начальные знания видеотехники, основы видеосъемки и видеомонтажа и на определенных этапах обучения позволит получать творчески созданный видеоматериал. Кроме того, поможет выявить наиболее способных воспитанников для углубленного обучения предмету на следующей ступени. Курс рассчитан на 36 часов, один час в неделю. 
4. Основы риторики. На первом году обучения этот предмет будет способствовать обучению правильной речи. Позволит устранить имеющиеся речевые ошибки, научит свободно говорить перед камерой и микрофоном. Кроме того, поможет выявить наиболее способных воспитанников для углубленного обучения предмету на следующей ступени. Курс рассчитан на 36 часов, один час в неделю. 
5. Основы актерского мастерства. На данной ступени этот предмет позволит снять внутренние и психологические зажимы, научит основным правилом поведения перед любой аудиторией, а также перед камерой и микрофоном. Кроме того, поможет выявить наиболее способных воспитанников для углубленного обучения предмету на следующей ступени. Курс рассчитан на 36 часов, один час в неделю. 
6. Основы психологии. На данной стадии этот предмет обучит продуктивно и бесконфликтно общаться, правильно вести себя в неожиданных ситуациях, уметь найти способы разрешения конфликта и преодолевать психологические барьеры, через познание собственного «я». Курс рассчитан на 36 часов, один час в неделю. 
Кроме основных дисциплин, учебный план первого года обучения включает в себя факультативный курс «Клуб гитарной песни», который будет способствовать сплочению коллектива, позволит расширить общий кругозор воспитанников, а также повысит уровень общей культуры. Помимо этого одной из задач факультатива является привитие музыкального вкуса, через знакомство с лучшими образцами бардовского искусства. 
Каждый педагог работает по индивидуально разработанной программе. 

Вторая ступень (основная) рассчитана на один год обучения. На данном этапе воспитанники выбирают по своим интересам, способностям, желанию, а также с учетом итоговой диагностики за первый учебный год одно из трех, предлагаемых программой, направлений: Техническое, Актерско-дикторское, Редакторское. 
Эти три направления выделены с учетом специфики процесса телевизионного творчества. Каждое из направлений охватывает определенный спектр деятельности и позволит дать более глубокие знания, умения и навыки воспитанникам, с учетом выбранной ими специализации. На этом этапе происходит творческая самореализация каждого воспитанника. 

Характеристика направлений: 

I. Техническое. Курс технического направления рассчитан на 216 часов, 6 часов в неделю. Данное направление включает в себя следующие дисциплины: видеооператор, видеомонтаж, компьютерный дизайн. Специализация по данному направлению является основой допрофессиональной подготовки работников цеха видеотехнического обеспечения. 
- Видеооператор – этот предмет является основным в данном направлении. На него отводится 4 часа в неделю. На этом этапе воспитанники углубленно изучают искусство видеосъемки, учатся применять полученные знания, умения и навыки на практике, готовят видеоматериал, который будет использован в существующих телепроектах Телестудии «Окно». 
- Видеомонтаж – на этот предмет отводится один час в неделю. Занятия позволят воспитанникам более полно ознакомиться с работой видеоинженера и режиссера монтажа, даст навыки работы с линейной и нелинейной системами монтажа, научит применять полученные знания, умения и навыки на практике во время видеомонтажа телепроектов Телестудии «Окно». 
- Компьютерный дизайн – этот предмет является дополнительным. На него отводится один час в неделю. Занятия познакомят воспитанников с основами работы в графических редакторах нелинейной системе монтажа. Научат создавать базу данных видеоматериалов. 

II. Актерско-дикторское. Курс рассчитан на 216 часов, 6 часов неделю. Данное направление включает в себя следующие дисциплины: актерское мастерство, риторика, ведущий эфира. Специализация по данному направлению является основой допрофессиональной подготовки работников дикторского цеха, а также ведущих эфира. 
- Актерское мастерство – данный предмет является основным в этом направлении и на него отводится 4 часа в неделю. На этой стадии воспитанники углубленно изучают актерскую технику. Учатся применять полученные знания, умения и навыки на съемках игровых сюжетов, фильмах, ток – шоу. 
- Ведущий эфира – на этот предмет отводится один час в неделю. Занятия позволят применять на практике полученные знания, умения и навыки, через создание пробных работ, чтение готового текста в кадре, научат быть дикторами и ведущими телевизионного эфира. 
- Риторика – этот предмет является дополнительным, на него отводится один час в неделю. На занятиях воспитанники продолжат осваивать технику речи, овладевать спецификой телевизионного сленга и применять полученные знания, умения и навыки на практике, через создание аудиоряда для телепроектов Телестудии «Окно». 

III. Редакторское. Курс рассчитан на 216 часов, 6 часов в неделю. Данное направление включает в себя следующие дисциплины: телевизионная журналистика, телережиссура, сценарная композиция. Специализация по данному направлению является основой допрофессиональной подготовки тележурналистов, телережиссеров и редакторов телевизионных программ. 
- Телевизионная журналистика – данный предмет является основным, на него отводится 4 часа в неделю. На этом этапе воспитанники в более полном объеме осваивают профессию тележурналиста и редактора телепрограмм. На занятиях воспитанники учатся анализировать полученный видеоматериал, обосновывать его необходимость в эфире, работать на определенный социальный слой аудитории, применять полученные знания, умения и навыки на практики при участии в создании телепродукции Телестудии «Окно». 
- Телережиссура – на этот предмет отводится один час в неделю. Занятия позволят воспитанникам овладеть приемами выразительности видеоряда, составлять общую линию телепрограммы, изучать и анализировать спрос аудитории различных слоев населения, для создания и выпуска эфир телепрограмм востребованных обществом. Воспитанники также будут применять полученные знания умения и навыки на практике при создании телепроектов Телестудии «Окно». 
- Сценарная композиция – этот предмет является дополнительным, на него отводится один час в неделю. На занятиях воспитанники подробно изучают специфику подачи сценарной заявки, ее обоснование, научатся перерабатывать сценарий в контексте данной телепрограммы, составлять сценарный план. Полученные знания, умения и навыки будут применяться на практике во время подготовки телепроектов Телестудии «Окно». 
Кроме основных направлений и дисциплин, учебный план второго (основного) года обучения включает в себя факультативный курс «Психология общения», который будет способствовать организации положительного микроклимата в коллективе, адаптации к жизни в обществе, будет учить продуктивно и бесконфликтно общаться. Кроме того, факультативный курс «Психология общения» будет способствовать формированию миропонимания, выработке нравственных ориентиров и принципов поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в поведении и поступках подростка. 
Каждый педагог на втором годе обучения работает по индивидуально разработанной рабочей программе. 

В конце второго года обучения, воспитанники должны: 
- четко ставить перед собой цели; 
- организовывать свою работу, искать пути решения поставленной задачи; 
- уметь собрать полную и оперативную информацию; 
- самодисциплинировать свою деятельность; 
- уметь довести дело до конца; 
- противостоять желанию знать все факты умением определить нужное, ценное знание; 
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; 
- уметь вырабатывать идею, создавать художественный образ; 
- уметь рассуждать в устной и письменной форме. 

К концу обучения ребенок должен владеть основными теоретическими знаниями в области телевизионного мастерства, а также методами практической работы. Конечно, не все ребята станут профессионалами, но знания, полученные в «Школе телевизионного мастерства» помогут им в дальнейшей жизни. 
 

III. Учебный план первого года обучения 
                                              в «Школе телевизионного мастерства». 

№ Предмет Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 
1.    Основы тележурналистики 1 ч. 36 ч. 
2.    Основы режиссуры 1 ч. 36 ч. 
3.    Основы видеотехнического обеспечения 1 ч. 36 ч. 
4.    Основы актерского мастерства 1 ч. 36 ч. 
5.    Основы риторики 1 ч. 36 ч. 
6.    Основы психологии 1 ч. 36 ч. 
 
 
 
  Всего Всего 
  6 ч. 216 ч. 
 
 Факультатив «Клуб гитарной песни» 1 ч. 36 ч. 
 

IV. Учебный план второго года обучения 
                    в «Школе телевизионного мастерства» 
                для технического направления. 

№ Предмет Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 
1.    Видеооператор 4 ч. 144 ч. 
2.    Видеомонтаж 1 ч. 36 ч. 
3.    Компьютерный дизайн 1 ч. 36 ч. 
 Всего 6 ч. 216 ч. 
 
 Факультатив «Психология общения» 1 ч. 36 ч. 
 

Учебный план второго года обучения 
             в «Школе телевизионного мастерства» 
             для актерско-дикторского направления. 

№ Предмет Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 
1.    Актерское мастерство 4 ч. 144 ч. 
2.    Риторика 1 ч. 36 ч. 
3.    Ведущий эфира 1 ч. 36 ч. 
 Всего: 6 ч. 216 ч. 
 
 Факультатив «Психология общения» 1 ч. 36 ч. 
 

Учебный план второго года обучения 
          в «Школе телевизионного мастерства» 
            для редакторского направления. 

№ Предмет Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 
1.    Телевизионная журналистика 4 ч. 144 ч. 
2.    Телережиссура 1 ч. 36 ч. 
3.    Сценарная композиция 1 ч. 36 ч. 
                                                                       Всего: 6 ч. 216 ч. 
 
 Факультатив «Психология общения» 1 ч. 36 ч. 

V. Методические рекомендации. 

Для желающих в мае организованы подготовительные курсы, где в течение месяца педагоги знакомят детей с направлениями деятельности «Школы…», изучают правила внутреннего распорядка, традиции и т.п., что помогает подросткам определится в правильности выбора именно этого вида творчества, раскрыть свои способности и задатки и подготовиться к вступительным испытаниям в «Школу…» 
Программа «Проведение подготовительных курсов в «Школе телевизионного мастерства»… 
 
 
 

VI. Список использованной литературы: 

1. «625» журнал об видео и ТВ, изд. - М, «Мысль» 2001-2002, 
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книги 1 и 2.- Казань, «Издательство Казанского университета», 1996-98 г.г. 
3. Альянский Ю. Азбука театра.-  «Детская литература», 1990 
4. Баранов А.Н. Я вас слушаю. - М., «Прогресс», 1990 
5. Баранов А.Н. Что нас убеждает: общественное сознание и язык. – М., «Знание» 1990 
6. Бархин К.Б. Культура слова. - М., «Работник просвещения», 1929 
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: «Искусство», 1979 
8. Богомолова Н. Социальная психология печати, радио и ТВ.- М., 1991 
9. Вагапов Д. Риторика. – М., «Цитадель», 2001 
10. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. - М.: «Искусство», 1987 
11. «В нашу гавань заходили корабли» Сост. Успенский Э.Н., Филина – М.1998 г. 
12. «Воспитание подростков», изд. - М., «Просвещение», 1974, 
13. Герасимов Г. Некоторые вопросы сценического образа в режиссуре. М., ВТО, 1959 
14. Герман Ю.В. «От слайдов к Видеофильму», изд. - М, «Искусство» 1999, 
15. Гуревич П.С. Приключение имиджа. - М.: «Искусство», 1991 
16. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь. – М., «Русский язык» 1991 
17. Интернет-материалы в режиме «off-line», 
18. Калугина Е.В. Педагогика дополнительного образования. Курс лекций в двух книгах. Кн 2.- Оренбург, 2001 
19. Кашапов Р. Р.  Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха, - Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 1996. 
20. «Краткий справочник фотолюбителя» изд. - М, «Искусство»1981, 
21. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: «Аспент – пресс», 2001 
22. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., «Мир», 1979 
23. Муратов С. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: «Искусство», 1983 
24. «Наши песни». – М.: 1989 г. 
25. Немов Р. С.  Психология, - М.: Просвещение: Владос, 1994. 
26. Отт У. Телевизионное знакомство. - М.: «Искусство», 1989 
27. Рогов Е. И.  Настольная книга практического психолога, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 
28. Сборник авторских образовательных программ – лауреатов 3 Всероссийского конкурса // Учебная программа «Основы телевизионной журналистики» (Ж.Н. Рычкова). – М., 1999 
29. «Сельские вечера» выпуск 8. Сост. А. П. Аверкин. Всесоюзное издательство «Советский композитор», - М.: 1976 г. 
30. Скрябин А. Путь к мастерству. М., ВТО, 1963 
31. «Среди нехоженых дорог одна – моя: Сборник туристских песен» Сост. Л. П. Беленький. – М.: Профиздат,1989 г. 
32. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. М., «Искусство», 1961 
33. Тодорова Т.П. Авторская программа. «Уроки театра». – Оренбург, ЦДЮТ Дзержинского района, 1995 
34. «Фото-кино-техника» энциклопедия изд. - M «Энциклопедия», 1991. 
35. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., «Педагогика», 1984 
36. Юровский А. Телевидение – поиски и решения. - М.: «Искусство» 1983 
 
 
 

 
Hosted by uCoz
Отключение правых кнопок мыши с выдачей сообщения
Hosted by uCoz